Переходные положения Кодекса

Как известно, 27 декабря 2017 года был принят новый Кодекс Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» (далее - Кодекс), который был введен в действие 29 июня 2018 года. В целях соблюдения гарантий стабильности контрактных условий, в Кодексе есть глава о переходных положениях Кодекса, предусматривающий порядок и условия действия отдельных положений Закона РК «О недрах и недропользовании» (далее - Закон) в отношении действующих контрактов.

С момента введения в действие Кодекса, в адрес МД поступают запросы недропользователей, затрагивающиеся переходными положениями.

Ниже хотим дать разъяснения по некоторым из них.

 

1. Применение норм Закона в отношении решений местных исполнительных органов (далее - МИО) о заключении контракта на недропользование по общераспространенным полезным ископаемым (далее – ОПИ) принятых до введения в действие Кодекса.

 

В силу п.3 статьи 278 Кодекса, «предоставление права недропользования лицу, ставшему победителем конкурса на получение права недропользования по твердым полезным ископаемым (общераспространенным полезным ископаемым), состоявшегося до дня введения в действие настоящего Кодекса, а также лицу, в отношении которого компетентным органом (местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы) принято решение о заключении контракта на недропользование по твердым полезным ископаемым (общераспространенным полезным ископаемым) по результатам прямых переговоров либо по итогам конкурса, признанного несостоявшимся, осуществляется путем заключения контракта с компетентным органом (местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы) в порядке и на условиях, установленных Законом Республики Казахстан «О недрах и недропользовании», действовавшим на день введения в действие настоящего Кодекса.».

Ссылаясь на данную статью Кодекса, несколько недропользователей обращались в МД, с просьбой рассмотреть проекты разработок месторождений ОПИ на межрегиональной комиссии по разведке и разработке (МКРР), в соответствии с п.7 ст.66 Закона.

Однако к моменту обращения недропользователей, Приказ Министра по инвестициям и развитию РК №325 от 11.05.2018 года (введен в действие 29.06.2018 года), согласно которому Приказ Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 28 февраля 2011 года № 44 «Об утверждении положения о межрегиональных комиссиях по разведке и разработке общераспространенных полезных ископаемых» утратил силу. Следует отметить, что законодательство РК о недрах и недропользовании основывается на Конституции РК, Кодекса и иных нормативных актах РК (статья 1 Кодекса).

В силу сказанного, недропользователям необходимо руководствоваться нормами Кодекса, в части разработки и утверждения проектных документов.

 

2 .Рассмотрение проектных документов и плана ликвидации по контрактам на недропользование, заключенных до введения в действия Кодекса, по которым компетентным органом (государственным органом, являющимся стороной контракта) принято решение о внесение изменений и дополнений.

 

В соответствии с частью второй пункта 13 статьи 278 Кодекса, в случае принятия компетентным органом (государственным органом, являющимся стороной контракта) решения о проведении переговоров о внесении изменений и дополнений в контракт, недропользователь предоставляет в компетентный орган на рассмотрение проектные документы и план ликвидации, разработанные в соответствии с Кодексом.

В соответствии со статьей 216 Кодекса, проектные документы (план горных работ) разрабатываются и утверждаются самим недопользователем. При этом план горных работ согласовывается с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и уполномоченным органом в области промышленной безопасности. Если проведение операций по добыче твердых полезных ископаемых, предусмотренных в плане горных работ, предполагается в пределах водоохранных зон поверхностных водных объектов, план горных работ также согласовывается с региональными органами уполномоченного органа в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 статьи 216 Кодекса, в случае изменения видов, методов и (или) способов планируемых работ по добыче, а также технологий, объемов и сроков проведения работ, изменения состава производственных объектов и объектов инфраструктуры недропользователь обязан внести соответствующие изменения в план горных работ и представить его уполномоченному органу в области твердых полезных ископаемых.

Что касается плана ликвидации, то в соответствии со статьей 217 Кодекса, план ликвидации разрабатывается недропользователем и подлежит комплексной экспертизе, проводимой уполномоченным органом в области твердых полезных ископаемых.

Протоколом совещания у вице-министра по инвестициям и развитию РК Токтабаева Т.С. от 06.11.2018 года за №04-2-27/556, согласование плана ликвидации возложено на Комитет геологии и недропользования.

В связи с тем, что МД «Южказнедра» является территориальным подразделением Комитета геологии и недропользования, комплексная экспертиза плана ликвидации осуществляется МД «Южказнедра».

 

 

 
 
Добавить вопрос
powered by smfaq